11:20 В одну дуду | |||||||||||||||||||||
Светова Зоя Что ждет зрителей в горячую осень-2011? Страна вступает в предвыборный цикл, и одновременно стартует очередной телевизионный сезон. Федеральные каналы анонсируют новые информационно-аналитические передачи и ток-шоу. «Ситуация на сегодняшнем телевидении еще хуже, чем она была в 1999 году, хотя тогда она уже была за гранью добра и зла, — вспоминает журналист Павел Шеремет, ведущий аналитической программы на канале ОРТ в 1999–2000 годах. — Телевизионная политика, из-за которой мы переживали тогда, сегодня кажется детским лепетом. Сейчас на телевидении гораздо больше заказных материалов. Когда журналиста просят сделать сюжет про того или иного политика, ему приносят заранее написанный сценарий. Перед интервью все вопросы обговариваются заранее. Если бы я сейчас работал на телевидении и делал то, что делают некоторые из моих бывших коллег, то я бы просто застрелился». Механизмы раскрутки Избирательная кампания 1999–2000 годов, когда ковалась победа
нынешней партии власти и будущего (тогда) президента Путина, стала
притчей во языцех. Павлу Шеремету сегодня стыдно вспоминать ту оголтелую
пропаганду, которой заставляли заниматься * За две недели до
президентских выборов в марте 2000 г. Павел Шеремет написал заявление об
уходе из «Информационной программы с Павлом Шереметом». Качкаева напоминает, что, продвигая Путина и «опуская» его противников, телевизионщики не гнушались ничем: на экран выплескивалась причудливая смесь съемок спецслужб, яростных комментариев, грубого монтажа, вранья, хамства, оскорблений и непристойностей. Политических противников обвиняли во всех смертных грехах. Знаки и сигналы Эксперты, опрошенные The New Times, считают, что именно в телевизионной кампании 1999–2000 годов были заложены основные механизмы раскрутки героя-лидера, опробованы способы дискредитации политических противников, отработана система сигналов, по которым электорат должен угадывать предпочтения власти. Именно эти механизмы используются и сейчас. (Если в советское время иерархию высшей номенклатуры определяли по расстановке на Мавзолее во время парадов, то сейчас о политических раскладах гадают по присутствию чиновников на рождественском и пасхальном богослужении.) Экранный образ нового президента Медведева в 2008 году лепили по счастливому лекалу Путина: Медведев и лыжи, Медведев и сторонники, Медведев и патриарх, Медведев и дети, говорит Качкаева. Чуть позже на телевидении возник образ тандема, который все эти годы существовал в парадигме «учитель-ученик», «старший-младший». Подсчет минут эфира, отводимого Медведеву и Путину на разных каналах, превратился в забаву для экспертов и стал предметом анализа в статистике компании «Медиалогия». Анна Качкаева уверена: тип «гаджет-мальчика», который телевидение создало — и вполне сознательно — для Медведева, не конкурент образу «лидера-отца» Путина. Имитация имитации Бурной телевизионной кампании ныне никто не ждет. «Я прогнозирую скучную кампанию, — говорит Николай Сванидзе. — Парламентская будет менее скучной, чем президентская, потому что там реальная борьба за возможность пройти в Думу. Но особенных боев в эфире не будет. Кому выделят административный ресурс, тот и пройдет. Очевидно, что это «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. Единственная интрига — кто будет четвертым, «Справедливая Россия» или «Правое дело»? «Ярких предвыборных баталий мы не увидим, — уверен и политолог Дмитрий Орешкин. — Сильных критиков власти и новых игроков из эфира аккуратно уберут, обычное «шоу из бочки» с Зюгановым уже надоело, и даже неувядающий Жириновский состарился». Однако Сергей Доренко, недавно вернувшийся на голубой экран с программой «Русские сказки» на РЕН ТВ, заверил The New Times, что в своих передачах не пройдет мимо тех «дерзких и обиженных, которые стремятся сломать систему». Таковыми Доренко считает Алексея Навального, лидеров нового движения «Нах-нах» Бориса Немцова и Виктора Шендеровича, которые призывают сограждан 4 декабря голосовать против всех, а также бывшего спикера Совета Федерации Сергея Миронова. «В своих программах я уже говорил о том, что «Нах-нах» — это грязная кампания против Михаила Прохорова, а Сергей Миронов в своих заявлениях руководствуется личными обидами и амбициями». Николай Сванидзе уверен, что оппозиционеров на телеэкранах государственных каналов не будет: «Прямой цензуры на ТВ нет. Но каждый редактор или ведущий должен понимать, что можно, а что нельзя. Очень силен внутренний цензор, и это еще хуже, чем цензор со стороны». «На телеканалах все будет вполне традиционно — имитация имитации, —
подводит итог Анна Качкаева. — Может быть, будут какие-то драчки у
Доренко, * Имеется в виду программа Николая Сванидзе на канале «Россия
1» «Исторический процесс». Войны не будет? Если с парламентской кампанией все более или менее понятно, то президентская вызывает вопросы. Что мы увидим на телеэкране? «Если на выборы пойдет Путин, то его не надо раскручивать, — говорит Николай Сванидзе. — То же самое и Медведев. Если Путин выставит на выборы кого-то третьего, то и этот кандидат победит с минимальной раскруткой». Информационных войн между каналами не будет, уверен Сванидзе. Даже если на выборы пойдут оба — и Путин, и Медведев, то телевидение в этой войне участвовать не будет, силы слишком неравны. Руководители телеканалов — люди суперопытные и матерые, они никогда не будут рисковать. А если Медведев ввяжется в игру, не согласовывая свой выбор с премьер-министром, что маловероятно, ни один канал его не поддержит». Сергей Доренко не сомневается, что никакой смены правящей команды не предвидится. «Самый страшный сон для телевизионного руководства: если Путин вдруг сделает шаг в сторону и отойдет. Тогда ситуация в стране дестабилизируется. Элиты хотят, чтобы все шло, как идет. Поэтому на телевидении будет два тренда. Один успокаивающий — самолет летит, двигатель работает. Второй — политтехнологи и политологи будут пытаться наводить тревожность, призывая население идти на выборы. Я бы им всем языки поотрезал. Если б меня телевизионное начальство спросило: «А нужно ли взвинчивать ситуацию, имитировать борьбу?» — я бы им сказал: вы просто занимаетесь ерундой, выбиваете бюджет. Выборы можно выиграть инерционным путем, без всякой паники. Все паникеры, которые пытаются раздуть предвыборную борьбу, просто хотят бабла». Дмитрий Орешкин напомнил, что все федеральные каналы прямо или косвенно принадлежат людям из ближайшего окружения премьера Путина. «Только НТВ до некоторой степени можно считать президентским, да и то лишь до той поры, пока в «Газпром-медиа» сидит Николай Сенкевич, — объяснил политолог. — Если ситуация между кланами обострится, то переориентировать НТВ на премьера — дело одной недели. Дуда, как и вертикаль, может и должна быть только одна — иначе зачем все затевалось». При этом большинство экспертов, опрошенных The New Times, сходятся во мнении: какой бы ни была эта предвыборная телевизионная кампания, она будет последней, привлекающей внимание. Следующая будет сосредоточена в интернете… В продолжении темы: «Телевидение может скормить своей аудитории все что угодно» Борис Березовский — The New Times «Свою аудиторию телевидение сформировало само и теперь может скормить ей все что угодно». О роли ТВ в избирательной кампании The New Times расспрашивал опального олигарха Бориса Березовского, в 1995–2000 годах фактического владельца Общественного российского телевидения (ОРТ) Все помнят, что на выборах 1999–2000 годов победу блока «Единство»
(будущая «Единая Россия») и Путина, по сути, обеспечило телевидение,
конкретно ОРТ, которое вы контролировали. В нынешней избирательной
кампании ТВ будет играть такую же существенную роль? Информдубина В чем отличие? СМИ монополизированы, причем в иезуитском, я бы сказал, формате: вот вам «Эхо Москвы» или еще вот такое маленькое окошечко для скворца, там можете чирикать, а вороны и другие крупные птицы имеют, по существу, все пространство. Власть как бы разделила всю аудиторию на две неравные части. На интеллектуальную, которой нельзя пренебрегать до конца, но, как оказалось, можно пренебрегать все больше и больше — вот вам, пожалуйста, возможность поговорить, все-таки до конца рот затыкать не будем. И на реальный электорат: тут мы полные хозяева, тут мы будем иметь монопольную информационную дубину на всем пространстве. И этой дубиной будем бить по головам столько раз, сколько необходимо, чтобы они совсем потеряли память, потеряли сознание и просто, выпив утром бутылку пива, пришли (на избирательный участок) и поступили так, как нам надо. Потому что они и фамилий-то никаких не выучили, кроме Путина да вот еще сейчас Медведева. Но когда делали победу «Единства» и Путина, тоже по голове били
довольно сильно. Вы тогда пригласили Доренко, на ОРТ были Невзоров,
Леонтьев… Шла очень агрессивная кампания. Но вы знаете, что Доренко опять позвали, правда, не на Первый, а
на РЕН ТВ, который теперь принадлежит медиаимперии друзей Владимира
Путина, братьям Ковальчукам… Виртуальная борьба У нас начинается парламентская кампания, но все прекрасно
понимают, что параллельно будет подспудно идти уже и президентская.
Телевидение будет подавать какие-то сигналы о том, что там происходит —
пусть не между Медведевым и Путиным, а между двумя группами,
заинтересованными в том или другом? Как определить по тому, что нам
показывают на экране, что есть на самом деле? И все-таки — если группировки будут бороться между собой, мы это заметим на телеэкране? Поскольку не существует реальной политической борьбы, она не может реальным образом отражаться в средствах массовой информации. Если она и будет в СМИ, то виртуальная, чтобы показать, что есть конкуренция. Руководителям телеканалов оставят возможность делать выбор — в анфас показывать или в профиль, и это всё. Вообще мне кажется, в обществе такой уровень безразличия к тому, что делает власть… Деньги, деньги, деньги… — все нацелено на это, и как можно больше сейчас, потому что неизвестно, что будет завтра. И всем наплевать, что там показывают на экране. Свою нынешнюю аудиторию телевидение сформировало само, сознательно, и теперь может скормить ей все что угодно. Абсолютно целенаправленная дебилизация населения с целью отвлечь внимание от того, что творит власть. Общественное российское телевидение (ОРТ) было основано в 1995 году на базе Первого канала. Борис Березовский был главным акционером, владел 49% акций ОРТ (остальные принадлежали государству). После его конфликта с Владимиром Путиным в 2000 году Березовский был вынужден продать свой пакет акций Роману Абрамовичу, в результате ОРТ перешло под контроль государства, сам Березовский эмигрировал. В сентябре 2002 года ОРТ снова переименовано в Первый канал. НТВ — негосударственный общероссийский телеканал, начавший вещание в 1993 году. В июне 2000 года владелец НТВ Владимир Гусинский был задержан Генеральной прокуратурой по подозрению в мошенничестве, скоро отпущен на свободу и покинул Россию. «Старое» НТВ прекратило существование в апреле 2001 года, когда произошла смена руководства компании. | |||||||||||||||||||||
Читайте также
|
Всего комментариев: 0 | |